Смолк осенний вихрь.
Всё, что от него осталось, -
Дальний шум волны.
(Гонсуй)



Едва заслышав шаги пунктуальный учеников (и такие в нашем мире водятся), Рэбэль распахнула дверь кабинета.

-Доброе утро! – радостно поприветствовала учеников преподаватель, хотя сама понимала, что в восемь часов утро добрым не бывает. – Я надеюсь, что у вас интерес к предмету не пропал (а то, знаете ли, болото так и ждёт, когда его кто-нибудь почистит...). А у кого-то, может, и увеличился. Не стойте на пороге, проходите скорее в класс. Рассаживайтесь.

Прикрыв дверь кабинета, Рэбэль с хитринкой во взгляде наблюдала за тем, как удивлённые ученики остановились около своих парт.

-У нас сегодня не будет лекции? – предположил особо решительный юный маг. – Мы устроим чаепитие в честь... в честь чего-нибудь?

-Чаепитие мы можем устроить и после уроков в более приятное... то есть позднее время, - улыбнулась преподаватель и прошла к своему столу. – А сегодня у нас будет лекция, посвящённая чайной церемонии. Так что рассаживайтесь, выбирайте сорт чая из тех, что стоят в шкафчике справа, заваривайте чай и внимательно слушайте.

Чайная церемония



Такой чудесный напиток как чай появился в Японии давно. Ещё в 8 веке. Но присутствовал в стране как-то незримо. Есть и есть – подумаешь. Не золото из чайников льётся (впрочем, всё относительно и индивидуально, конечно…).

А вот в 12 веке благодаря деятельности священника Эйсая чай в стране Восходящего солнца получил широкое распространение. Дело в том, что этот священник привёз из Китая чайные кусты, которые стали выращиваться при монастыре в самой Японии, а их листья подносили Будде (все помнят, кто это такой? Кто не помнит – с того интересный и необычный доклад на эту тему). Кроме того, чай стали пить во время религиозных ритуалов и медитаций, что было обусловлено особыми свойствами чая: он и успокаивает, и лечит, и отвлекает внимание от суеты.

Чуть позже всё из того же Китая приходит традиция устраивать чайные турниры, в ходе которых участникам предстояло продегустировать и определить различные сорта чая. Неплохое развлечение, верно? Только, боюсь, после таких дегустаций многие начинали испытывать отвращение от одного вида чашечки ароматного напитка...

Турниры эти проходили среди богатых и знатных представителей общества. Горожане же и крестьяне устраивали в свою очередь небольшие чайные собрания, которые резко отличались от роскошных турниров своей скромностью, да и проходили они зачастую в полном молчании. Участники таких собраний стремились погрузиться в себя и найти душевное спокойствие, как и советовал создатель столь таинственной чайной церемонии – Мурат Дзюко.

Рэбэль взяла в руки чашку горячего чая мат-ча, сделала глоток, а после этого предложила и ученикам последовать её примеру. Некоторые поняли всё буквально и выстроились было в очередь, чтобы отпить из чашки преподавателя, но Рэбэль оказалась более проворной и поспешно спрятала чашку за спину.

- Продолжим, - отважно защитив свою порцию чая, предложила преподаватель. - Мурат Дзюко основывал чайную церемонию на философии дзэн-буддизма. Как мы с вами уже говорили (с кем не говорили – жду на лекциях вместе с младшими курсами), природа играет для японцев огромную роль. И заглянуть в себя для них означает не «достичь просветления», как сказали бы многие из нашей культуры, а увидеть собственную природу, рассмотреть её закономерности, разгадать таинства, научиться уважать её и доверять ей.

Путь к возможности увидеть свою природу у каждого свой, ведь и живёт каждый в своих условиях, со своими знаниями и мыслями, со своим опытом и мироощущением. Согласно этому учению необходимо выполнить ряд условий, чтобы достичь того состояния, когда ты уже можешь видеть и понимать больше, чем раньше: успокоить свой ум, освободиться от жёстких рамок и диктуемых взглядов, освободиться от привязанностей. Интересно, что столь любимая многими интуиция и незаменимый опыт ставится в дзэн-буддизме выше интеллекта. Всё это лежит в основе философии чайной церемонии: зачем стремиться достичь просветления, если можно просто отпустить всё происходящее, очистить мысли и внимать?

Считается, что нельзя научить самой сути дзэн, его философии. Значит, нельзя научить и церемонии чаепития. Её можно либо чувствовать и понимать, либо оставаться в стороне. Как вы думаете, как бы повёл себя русский человек, чтобы он почувствовал, случайно попав на чайную церемонию? Расскажите об этом в своих домашних работах.

Мурат Дзюко преклонялся перед чаем, а его употребление считал настоящим искусством, в котором важен каждый жест, каждое движение. Важна также и обстановка: не будете же вы сидеть посреди проспекта, потягивать остывший чай и пытаться заглянуть в себя? Мурат тоже считал, что это не лучший вариант, поэтому стал использовать для чайных церемоний совсем маленькую комнатку, что вновь противопоставляет эти церемонии, наполненные простотой и естественностью, пёстрым и шумным чайным турнирам.

На основе своих наблюдений и стремлений Дзюко сформулировать принципы чайной церемонии.

- гармония
- почтительность
- чистота
- тишина
- покой

Всё вместе – стремление к просветлённому одиночеству, к простоте и естественности (принцип «ваби»). Символом этого является одинокая веточка цветущей сливы в заснеженном лесу.

Рэбэль указала на доску, где тут же «расцвела» эта самая картина. Ещё уменьшив количество спасённого чая, преподаватель взглянула на часы и сообщила о том, как она не любит ограниченность времени на лекцию. Постоянно приходится куда-то спешить, о чём-то умалчивать, а что-то оставлять на самостоятельное изучение. Вот, например, и про мастера Дзёо Такэно, который продолжил дело Мурата Дзюко, ученикам придётся читать в библиотеке, а лекция тем временем идёт дальше.

Очень скоро чайная церемония стала настолько важна в жизни японцев, что для проведения её был создан специальный чайный домик: очень небольшой, похожий на крестьянский, с соломенной крышей; ничего лишнего, напыщенного, отвлекающего. Тонкое сочетание изысканности и простоты, важности деталей и их незаметности.
Чайный домик представляет собой небольшую отдельностоящую комнату, в которую ведёт вход не более 60 сантиметров в высоту.

-Что же, туда пробираются по-пластунски? – выкрикнул один из учеников. – Сначала физкультура, а потом чай?

-Вы вполне можете и поприседать у меня в кабинете после того, как прозвенит звонок, - заметила Рэбэль, - а японцы же ничего не делают случайно. Чтобы пройти через такой вход и при этом не ползти, вам придётся нагнуться, так? Это автоматически уравнивает всех, кто собрался на чайную церемонию: каждый, кто хочет стать частью искусства питья чая должен забыть (хотя бы на время) о своих чинах или их отсутствии и поклониться в равной со всеми степени. Кроме того, проходить с оружием через такую маленькую «дверь» было крайне неудобно, поэтому перед входом все разоружались. Таким образом, внутри чайного домика было не только безопасно, но и спокойно: все напоминания о невзгодах мирской суеты остались за порогом.

Первое, что бросается в глаза, когда ступаешь в помещение для чайной церемонии – это уже знакомая нам ниша токонома. Здесь на ней помещались не самые дорогие сердцу вещи, а вполне определённые: обычно это был свиток с живописью или каллиграфической надписью, определявший тему чайной церемонии, скромный букет цветов и курильница с благовониями.

Не менее нейтрально было и освещение: не слишком яркое, не слишком тусклое, не слишком навязчивое, не слишком затерявшееся. Всё, конечно же, было естественным: никакого электричества, только солнечные лучи, проникающие через едва приоткрытые окошки.

По кабинету пронёсся поток морозного ветра, потушив пару свечей и распахнув окно. Погрозив вслед проказливой нечисти кулаком, Рэбэль взмахом волшебной палочки навела в кабинете порядок и продолжила повествование.

Дзэн-буддизм призывает не выполнять что-либо механически, бездумно, просто потому, что так надо. Это особенно актуально, если заострить внимание на продуманности до мелочей чайной церемонии.

Перед началом церемонии гостям вручается по чашке с горячей водой, что должно настроить их на ожидание важного действа. С ней в руках они идут по тропинке, удаляясь от суеты, от тревог.

По саду, который окружает домик для чайных церемоний, гости проходят в молчании, сосредоточившись. Так же сосредоточенно они совершают обряд омовения водой из колодца, «спрятавшегося» на пути к чайному домику. Нельзя начинать церемонию, если ты не очистился духовно и телесно.

Сдержанно поздоровавшись с хозяином дома, обязательно сняв обувь (впрочем, это правило одинаково для всех японских домов) и низко склонившись, гости проходят через маленькую дверку; оказываются внутри скромного домика и всё так же молчаливо рассаживаются. Тишина, уютное освещение, чашки для чая в руках… Вошедшие любуются расставленными на токонома вещами, проникаются естественностью и гармоничностью композиции (непроста задача «хозяина», принимающего гостей на чайной церемонии, не правда ли?). Так проходит несколько минут: молчание, токонома, поиск внутренней гармонии. Это словно остановка после продолжительного бега: надо выровнять дыхание и не дать выскочить из положенного места сердцу (будь то пятки или грудная клетка).

И вот, когда гости налюбовались токонома и начали уже посматривать на окна, то ли планируя план бегства, то ли наблюдая за прыгающими с ветки на ветку птичками, появляется хозяин чайной церемонии. Он второй раз низко кланяется гостям (в первый раз это произошло при входе в помещение) и садится около очага, где греется котелок с водой, а также лежат все необходимые вещи: бамбуковый венчик, чашка ассиметричной формы (что олицетворяет подвижность мира) и, конечно же, шкатулка с чаем.

-Вы хотели сказать, «шкатулкИ»? – заваривая себе новую порцию чая «Каркаде», спросила ученица Хаффлпаффа. – Ведь все любят разные сорта чая, с разными добавками.

-Нет, я не оговорилась. На чайной церемонии все пьют один сорт чая, именно зелёного. А добавки и вовсе запрещены: чистота чая должна быть сохранена.

Теперь могут быть поданы лёгкие закуски. Они называются «кайсэки», как горячие камни, которые дзэнские монахи прикладывали к телу, чтобы заглушить чувство голода. Больно от прикосновения к этой еде, конечно, не бывает, но и насытить она не может: кайсэки приятны в первую очередь глазу и снимают дискомфорт, вызванный чувством голода, но не насыщают.

Зачастую после этого своеобразного принятия пищи гости выходят в сад, чтобы подготовиться к основной части церемонии, а хозяин меняет свиток на токонома на букет, если не поставил его ранее, но это необязательно.

Итак, хозяин чайной церемонии насыпает в приготовленную чашку порошковый чай, заливает его кипятком, а затем отточенными движениями сосредоточенно взбивает эту массу венчиком. Взбивает до тех пор, пока порошок полностью не растворится. За этим молча наблюдают гости и прислушиваются к тихим звукам удара венчика о стенки чашки, треска дров в очаге, шума ветра…



Наступает время «дегустации» чая, и сословия и чины вновь дают о себе знать. Первым права отпить из чашки удостаивается самый почётный гость, который принимает чашку правой рукой, ставит её на левую ладонь, отпивает глоток, вытирает край чашки шёлковым платком, а затем передаёт её следующему гостю. Таким образом, чашка передаётся из рук в руки, каждый может неторопливо насладиться вкусом чая, рассмотреть чашку, почувствовать ладонями её тепло. Единение собравшихся – важный этап на пути к познанию своей природы через чайную церемонию.

Когда чашка обойдёт всех гостей и вернётся к хозяину, он может приготовить чай для каждого гостя в отдельной чашке, уже не такой густой и более лёгкий. Теперь собравшиеся могут начать беседу. Неторопливую, в ней нет места делам и неприятным известиям. Темой обсуждения обычно становится свиток или букет на токонома, но также это может быть необычная чашка, из которой пили все гости, чай или что-то другое, относящееся к маленькому миру, созданному в доме для чайных церемоний.

Хозяин решает, когда церемонии пришло время завершаться. Он извиняется и выходит из помещения – это знак. Ещё раз осмотрев всё вокруг, гости неторопливо начинают покидать чайный домик. Их молчаливым поклоном провожает хозяин. Уборка не откладывается: она подводит итог церемонии, хозяин вновь вспоминает всё, что происходило, и задерживает в памяти свои ощущения. Через несколько минут кажется, что в чайном домике ничего и не было: всё осталось только в памяти участников этого таинства, которое длится в среднем три часа.

Но мы перейдём от таинства к конкретике и рассмотрим основные виды церемоний.

1. Ночная. Гости собираются незадолго до полуночи. Церемонию сопровождает луна, при свете которой чайные листья перетираются прямо «на месте», а не используется готовый порошковый чай.

2. Церемония на восходе солнца начинается очень рано (или поздно, для кого как) – в три-четыре часа утра.

3. Утренняя церемония более щадящая, она начинается в шесть утра. Обычно проводится только в жаркий сезон, так как утро является наиболее прохладным временем суток, когда ничего не будет отвлекать от процесса питья чая.

4. Послеобеденная чайная церемония начинается после полудня (примерно в час дня). Поскольку все сыты, из закусок подаются только сладости.

5. Вечерняя церемония начинается в «разгар» вечерних ветров: в шесть вечера.

6. Специальная церемония может проводиться в любое удобное время, так как приурочена к особым случаям: например, приезд друзей или празднование какого-либо события.
На этом мы закончим нашу лекцию. Запишите домашнее задание и можете быть свободны. Нет-нет, чашки заберите с собой. Принесёте мне их на следующую лекцию чистыми =)

Домашнее задание:


1. Какой сорт чая вы выбрали, зайдя на лекцию? Почему? (0-2 балла)
2. Необходимо выбрать ОДИН вопрос:
А. Какие основные ошибки были совершены во время нашего «чаепития» с точки зрения традиционной чайной церемонии? (0-3 балла)
Б. Вы пригласили на чайную церемонию дракона драконбольной команды своего Дома. С какими трудностями вы столкнулись, когда дракон таки явился? (0-3 балла)
3. Необходимо выбрать ОДИН вопрос:
А) Как бы повёл себя русский человек, что бы он почувствовал, случайно попав на чайную церемонию? (0-3 балла)
Б) Почему в чайных церемониях используется только зелёный чай? (0-3 балла)
4. Необходимо выбрать ОДИН вопрос:
А. Почему венчик для приготовления чая сделан именно из бамбука? (0-2 балла)
Б. Как вы считаете, можно ли считать волшебные палочки оружием, с которым нельзя заходить в чайный домик на чайную церемонию? Поясните своё мнение. (0-2 балла).



Копирование информации из Интернета без переработки является списыванием и оценивается в 0 баллов без права пересдачи.