Сначала покинул траву...
Потом деревья покинул...
Жаворонка полёт.
(Басё)


Хорошее настроение не мешало звонку пробегать по замку в строго установленное время, поэтому лекция по магии Японии наступила (на половик, не иначе), переступила (порог, вероятно) и, собственно, началась.
Некоторые ученицы, правда, едва зайдя в кабинет, побросали пергаменты для конспектов в угол и закатали рукава, приготовившись рукодельничать, а юноши недовольно переглянулись: неужели и им придётся заниматься то ли вязанием, то ли аппликацией, то ли вышиванием, то ли развешиванием носков за ниточки под потолком?

Рэбэль, улыбнувшись, взмахнула волшебной палочкой, возвращая пергаменты и перья в руки ученикам. Ещё один взмах – и на доске появилась тема урока.

Мидзухики



-Опережая традиционный вопрос «что это за зверь, и не укусит ли он нас?», поясняю, что мидзухики – это магическое искусство завязывания узлов. Прежде чем мы перейдём к подробному изучению этого вопроса, давайте обсудим само понятие «узел». Что это такое?


-Ну как, - встала с места арцисканка. – Берут две верёвки, переплетают их и, чтобы не развязались, завязывают узел. То есть это нечто вроде закрепления какого-то положения.
-Отлично, - чему-то обрадовалась Рэбэль. – Закрепление. Давайте-ка отойдём от однозначности и посмотрим на понятие узла с точки зрения японцев. Только ли верёвки можно связывать?
-Ещё извилины иногда завязываются в узел, - хихикнул один из учеников. – Особенно от слишком сложных лекций.
-Родственные связи? – предположила ученица пилвилинна, с укором глянув на шутника. – Или даже всё та же связь природы и человека.
-Даже написание вами домашней работы японец может назвать «мусуби», что мы переведём как «узел», - проговорила Рэбэль. – Точно так же с помощью особого узла можно закрепить какую-то магию. Или поставить завершающую «точку» в ритуале.

Необходимо отметить, что узлы и шнуры играют в магии Японии и даже в быту этой страны огромную роль. Посмотрите на кимоно без единой пуговички или на причёски самураев, которые, кстати, завязаны именно с использованием узлов мидзухики. Подарок в Японии обязательно должен быть перевязан согласно традициям мидзухики, иначе это будет уже не подарок, а самое настоящее издевательство над человеком, насмешка над ним.

Вообще, сплести эти узлы можно практически из любого материала. Хоть из гибких ветвей, хоть из ткани, хоть из салфеток. Но вот нужно ли? Ведь то, что дают узлы, накладывается на основу, на «фундамент». Соответственно, к выбору материала надо подойти не менее внимательно, чем к самой технике создания. Использование в мидзухики японской бумаги васи наделяет узлы необходимой «изначальной» магией. В основе этой основы – три японских кустарника, впитавших в себя магию страны, и иногда – бамбук, о котором уже сказано много, пояснения излишни.

Итак, немного позаниматься рукоделием нам всё-таки придётся. Разделитесь на пары. Перед вами лежат листы васи (один лист на двоих, постарайтесь не подраться и выбраться после лекции из кабинета самостоятельно). Разрезаем (ну, зачем вам ножницы? Грызть тоже не стоит. И ногтем ковырять. Достаньте волшебные палочки) их на ровные полосы шириной около сантиметра вдоль (!) волокон. Так, чтобы вдоль эти полосы разделить было просто, а вот поперёк они не рвались. Вам, на самом деле, хватит пока только одной полосы. Скрутите её в рулоны, чтобы бумага не пачкалась, не рвалась и не путалась.


Оставшуюся бумагу Рэбэль взмахом волшебной палочки перенесла в коробку, стоящую около преподавательского стола: материал был не из дешёвых, а экономными следует быть и магам тоже, иначе из зарплаты потом все лишние расходы и вычтут, болоту не на что подарок будет приобрести.

Итак, а теперь набирайтесь терпения, сил, храбрости и прочих чудесных качеств (которые желательно найти всё же у себя, а не у соседа) и начинайте скручивать из своих полосок шнуры. Только не толстые, а длинные, то есть не забывайте про наклон полосы по диагонали. Перехватывайте эстафету друг у друга: процесс это очень трудоёмкий.



Пока студенты сматывали шнуры, Рэбэль успела прочитать две книги, выучить язык пегасов, слетать в неволшебный мир и успешно вернуться, три раза пообедать и даже поиграть в квиддич. Но это в мечтах. На самом деле, управились ученики довольно быстро, и всего-то через часик в руках они держали по полутораметровому шнуру на пару.

-Замечательно, - одобрила Рэбэль. – Теперь сверните свои шнуры в рулоны и произнесите заклинание «Акваментис». На меня волшебные палочки направлять совсем необязательно, от этого ваши шнуры не намокнут, зато я найду, кто будет убираться на моём балконе. Все справились и даже не затопили кабинет? Прекрасно, самое время начать старательно шнуры разматывать, при этом один из концов закрепив на стене (зачем вам крючки, вы же маги? Кусать стены не надо, зачем вы убрали волшебные палочки?). Второй конец вы прикрепите где-то в центре кабинета, но сначала их (шнуры) натяните. И пока вы будете заниматься этим безоговорочно интересным делом, я расскажу вам, что слово «мидзухики» состоит из двух иероглифов, один из которых означает «вода», а второй – «растягивать».

-Мы готовы, - сообщили ученики, и Рэбэль поспешно вернулась к руководству практикой.

Возьмите у меня на столе по баночке клея из водорослей и нанесите его на свои растянутые шнуры. Точно хорошо их растянули? Клей должен пропитать бумагу. Впрочем, лучше закрепить результат. Берём расчёски (а вот тут волшебные палочки вам не помогут) и прочёсываем шнур. В результате этого действия мы достигли сразу трёх результатов: сделали шнур более тонким, лучше пропитали его клеем и «отсекли» всю инородную энергию. Особо прыткие, может, даже успели и сами причесаться.


Ну, что ж, теперь аккуратно выносим наше богатство на балкон, представив, что в Аргемоне наступила весна и выглянуло солнышко. Да, заметьте, в пасмурную погоду изготовление таких шнуров затруднительно именно из-за отсутствия солнца. Зачем оно нужно, кроме такого бытового момента как подсушивание намокших шнуров, вы мне расскажете в домашних работах. А пока воображаемое солнце возвращает бумаге её природную сухость и вместе с различными компонентами колдует над её гибкостью, мы окунёмся в сладкие пучины истории и узнаем, откуда вообще появилось в Японии это искусство плетения узлов.


Был то 607 год, вероятно, солнечный день, лёгкий ветерок, тепло… Из Китая в Японию вернулись послы и, разумеется, привезли с собой подарок от соседа. История тактично умалчивает о том, что же за дар то был, зато красочно описывает шкатулку, в которую он был уложен, особенно крышку, украшенную по-особенному связанными жгутиками красного и белого цветов. Как пояснили послы, цвет и форма узлов в сочетании означали «безопасный путь», то есть, как бы мы сейчас сказали, представляли собой оберег, охраняющий путешественника. Японским магам так понравилось это, что они переняли сие искусство и усовершенствовали его, создав великое множество видов узлов, которые зачастую и сами не все помнят. Но это и необязательно, ведь, зная основные принципы, маг может сам создавать узлы для определённых целей. Но об этом потом, а пока вернёмся к нашим шнурам, которые высохли (неужели солнце оказалось не воображаемым?). И теперь их необходимо отполировать. Для этого используется специальная «прищепка». Взяяяли, поооехали. Дружненько, синхронно, можно с песнями, желательно попадать в ноты.


Вот, собственно, и всё. У вас на руках по шнуру. То есть, почти всё. Их ещё красят и разрезают вдоль, получая нечто похожее на хвост павлина.


Теперь мы можем рассмотреть три основных узла, зная которые, вы смело можете импровизировать и создавать свои магические элементы мидзухики.


Это мусуби-кири, «глухой» узел, который нельзя развязать. То есть при особом желании развязать-то вы его сможете, вот только магически он останется завязанным, то есть заключённая в нём энергия останется в узле. Такой узел предполагает выполнение однократного события, повториться которое не должно. Причём, если событие радостное, то кончики шнуров «смотрят» вверх, а если событие отрицательное, то вниз. Скажем, если вы оформляете подарок на свадьбу, то вплетёте в узор этот узел, подняв «хвостики» шнура вверх. А если не хотите встречаться с деканом (мало ли, люстру разбили или сожгли его любимую мантию) – то в обереге вы используете этот узел, опустив его кончики вниз.


В этом узле (он называется «тё-мусуби») мы отчётливо видим замкнутую фигуру без углов, что означает неоднократное повторение какого-либо события. Использовать его можно в подарке в честь рождения ребёнка или захватить оберег с его использованием с собой на ответственный матч по квиддичу, ведь голов вам надо забить явно больше одного.


Узел авадзи-мусуби. Он довольно интересен. С одной стороны, полностью повторяет «мусуби-кири» вплоть до зависимости значения от положения концов шнура. С другой стороны, он не является глухим. Его можно как развязать, так и вплести в него что-то. Наличие пересечённого круга может говорить как о пожелании скорейшего завершения чего-либо (например, болезни или действия проклятия), так и о закреплении повторения действия, и даже о внесении в однократное действие чего-либо (например, снитча в квиддичный матч, удачи в экзамен и защиты в поход в лес).

Узел «крылья ласточки», позволяющий укрепить дружбу; пожелание счастья с помощью узла, напоминающего стрелу; узел восхода, значение которого полностью зависит от композиции и цветов… Всё это вы сможете создавать самостоятельно, если поняли принцип плетения магии в трёх основных узлах.

При этом помните о сочетаемости. Лепить в один оберег глухой узел, узел тё-мусуби, журавля и цаплю, покрасив их в серо-бурмалиновые цвета – не самая лучшая идея. Кстати о журавлях и цаплях. Узлы ведь завязываются не просто так, из них плетутся цветы, животные… Часто в композиции можно встретить «узелковую» черепаху. Это символ долголетия, материнства и спокойствия. Наравне с ней – журавль, который олицетворяет счастье. Что за счастье? Для каждого оно своё, и об этом обязан помнить японский маг при использовании этой птицы в мидзухики. Цветы сакуры, выполненные с помощью глухого узла, концы которого опущены вниз, являются пожеланием скорейшего окончания какого-то негативного события.


А теперь, пожалуй, стоит проверить, как вы усвоили материал урока. На практике, разумеется.

Но тут звонок нещадно возвестил об окончании лекции, и Рэбэль едва успела выдать ученикам листы с домашним заданием.

1. Необходимо выбрать ОДИН вопрос:
А. Из какого материала должна быть изготовлена «прищепка», которой мы полировали шнуры? Почему именно из него? (0-2 балла)
Б. Возможно ли изготовить шнуры для мидзухики зимой? Поясните своё мнение (0-2 балла)
2. Вопрос из лекции. Зачем ещё, кроме такого бытового момента как подсушивание намокших шнуров, необходимо солнце при изготовлении шнуров из васи? (0-2 балла)
3. Вам необходимо изготовить мидзухики-оберег для определённой ситуации. Подробно опишите каждую деталь оберега и причину её появления; его создание и его действие. Не забудьте про цвета. Постарайтесь всё же придумать свои узелки, основываясь на трёх основных. Дайте названия этим узлам и объясните эти названия. Выберите ОДНУ ситуацию из предложенных ниже:
А. Честно прогуливая лекцию по магии Японии, вы наткнулись на префекта и не менее честно посмотрели на него. "В следующий раз..." - доверительно сообщил вам префект и сопроводил на лекцию. Чтобы в следующий раз выйти из воды сухим, вы решили изготовить оберег. (0-4 балла)
Б. Вы собираетесь в лес. Но не в Запретный, а совсем даже обычный. Изготовьте оберег, который защитит вас при встрече с хищным зверем, при этом не навредив ему (0-4 балла)
В. Вы решили отправить преподавателю пустую домашнюю работу. И чтобы получить за неё положительную оценку, решили приправить её оберегом мидзухики. Кроме того, поясните, почему положительной оценки Вам всё равно не видать? (0-4 балла)
4. Необходимо выбрать ОДИН вопрос:
А. Как вы думаете, можно ли в мидзухики использовать изображения людей? Почему? (0-2 балла)
Б. Как вы думаете, можно ли в мидзухики использовать изображения нечисти? Почему? (0-2 балла)



Копирование информации из Интернета без переработки является списыванием и оценивается в 0 баллов без права пересдачи.