|
Магия Японии
|
Молодая листва... Весна всё никак не хотела вступать в свои права, хотя календарь ежедневно и твердил ей: «Пора». Рэбэль ещё раз взглянула на план лекций и покачала головой: «Какой же тут весенний праздник, если сугробы на улице?». Но ученики уже вошли в класс, даже расселись по местам и явно ждали начала урока. -Добрый зимне-весенний день, - поприветствовала учеников Рэбэль. – Сегодня мы представим, что уже наступила весна. А чтобы представлять было проще, будем делать вид, что за окном пятый месяц года, то есть май. И именно в мае проходит праздник, который мы будем изучать сегодня. Праздник мальчиков-А я слышал, что никакой это не праздник мальчиков, а Танго-но сэкку, праздник первого дня лошади, - заметил один из арцисканцев. -Всё верно, - кивнула Рэбэль. – А ещё можно услышать, что этот день называется «Сёбу-но сэкку», праздник ириса. Это неслучайно. Лошадь – воплощение храбрости, смелости, мужества. Белый цвет разграничивает смелость и безрассудство, храбрость и вспыльчивость. Именно эти качества так важны для достойного воина. Ирисы же… Впрочем, вы сами расскажете мне, почему одним из символов этого праздника являются ирисы. Достойный глава семьи – это гарантия процветания рода. А какое же процветание без хорошего урожая? В мае вовсю начинаются полевые работы, и обряды праздника мальчиков включают в себя церемонии, проводимые для улучшения урожая, процветания земли. Обязательно надо попотчевать духов растений, принести им дары и дать несколько обещаний… Вот только эти обещания ещё и выполнять придётся, поэтому не стоит говорить о невозможном. Хотя кое-кто может обещать то, что другим кажется недостижимым. Император, например. Но поскольку мальчиками считаются дети до 15 лет, при императорском дворе доля праздника в этот день была несколько больше доли обряда. Главная роль церемонии была отведена, разумеется, самому Императору, который в этот день не чурался даже собирать вместе с рабочими различные травы, которые передавались придворным зельеварам, а те готовили из сборов особые (уместные в этот день) снадобья. Простым людям было сложнее: им приходилось справляться своими силами, снадобья получались у неволшебников совсем неволшебными, конечно, но ход церемонии не нарушался ни при каких условиях. Травы собраны, и надо защитить растения на будущее, чтобы на завтра не пришлось бежать к соседу за парой ингредиентов. И для этого совсем необязательно ставить на стражу префекта или завкафа. В поля выставляются шесты с прикрепленными к ним флагами, на которых изображается дух сёки, он отгоняет от посевов шкодливую нечисть и куда более опасную нежить, оберегает растения от сглазов. Но защищать растения необходимо не только от магических напастей, но и от вполне маггловских: голодных птиц и зверей. Поэтому рядом с флагами устанавливаются известные нам пугала в самых разных костюмах (а вот тут костюм префекта может быть очень даже уместен, особенно если воспроизвести его выражение лица...). Время течёт, и пугало в лохмотьях становится уже не столь хорошим защитником, его начинают облачать в костюм славного воина. Тем более, что пугала эти защищают не только урожай, но и детей дома, а для мальчиков оно – отличный пример стойкости и мужества. Но посмотреть на пугало недостаточно, чтобы понять, каков должен быть настоящий воин. Вот военно-спортивные состязания, проводимые во время праздника мальчиков – пример уже куда более показательный. Какие в Японии соревнования проходить могут? - По борьбе сумо, - предположила девушка в мантии небесного цвета. - На мечах сражались наверняка! – подхватил кранножец. – Да и стрельба из лука стороной японцев не обходила, и на лошадях они ездят. - Всё верно, - Рэбэль взмахнула волшебной палочкой, и перед учениками стали появляться полупрозрачные силуэты, изображающие названные состязания. – Но надо помнить, что сила духа для японцев куда важнее силы физической. Чтобы победить в соревновании, надо действовать честно, храбро и хладнокровно, с должным достоинством и с умением сопереживать сопернику. После завершения соревнований семьи расходятся по домам, а мальчикам предстоит провести некоторое время в размышлениях перед тогацу нингё – специальной полкой из трёх (реже двух) ступеней. Полка застилается зелёным сукном. Зелёный – цвет рождения дня, начала весны, долголетия. На самой нижней полке располагают куклу, изображающую мальчика, готовящегося к своей первой битве. Битва непременно с нечистой силой, пытающейся пробраться в дом его семьи, мысли о сражение с людьми следует отложить в далёкий ящик и надеяться, что не придётся о них вспоминать. Также на этой полке можно увидеть белую лошадь – верную спутницу юного воина. Вторая полка – место соприкосновения двух начал, мира и войны. Здесь бок о бок лежат мечи и веера, луки и музыкальные инструменты. Именно на этой полке размещают ирисы. Верхняя полка – венец всего ритуала. Здесь находятся шлем и доспехи (защита тела воина) и флаги с изображением герба семьи (защита души воина). Вечером, установив около полки приготовленные снадобья, родители рассказывают мальчикам о великих воинах, об их смелости и преданности… - И что же, весь этот праздник только о войне и думают? – грустно протянула ученица Краннога. -Нет, - Рэбэль улыбнулась и щелчком пальцев заставила перед классом появиться другие изображения, более мирные. С самого утра на крышах домов можно заметить кои-нобори. Эта конструкция представляет из себя шест с прикреплёнными к нему бумажными (или матерчатыми, что более практично) карпами. По одному карпу на каждого мальчика в семье. Соорудить кои-нобори может и мать, но больше ценится, когда каждый мальчик сам вырезает и раскрашивает «своего» карпа. Причем размер рыбы зависит от возраста ребёнка. Глава семейства также участвует в этом рукоделии: он вырезает карпа для себя, длина которого может достигать девяти метров. При этом материал должен быть лёгким, ведь рыбам предстоит развеваться на ветру, олицетворяя стойкость и упорство. - Лучше бы селёдку вешали, она скользкая и изворотливая, - хихикнул обитатель «галёрки». - Не годится селёдка, - жестом заставляя шутника замолчать, возразила Рэбэль. – Карп для японцев – храбрейшая рыбка, которую ничто не оставит на пути к её цели. Думаю, вы наслышаны об их способности преодолевать опаснейшую преграду – водопад. И, что интересно, в этот день рыбу не едят. Рис, бобы, бамбук… Что угодно, только не рыба. Будто вспомнив об обеде, по школе пронёсся звонок. - Домашнее задание на доске! – только и успела сказать Рэбэль, прежде чем Школа Аргемоны утонула в гуле. Домашнее задание: 1. Какие дары японцы могут преподносить духам растений в этот день? А какие давать обещание? И, напротив, чего дарить и обещать никак нельзя? От вас требуется конкретика и подробное пояснение своего мнения. (0-3 балла) 2. Необходимо выбрать ОДИН вопрос: А. Почему же ирисы являются одним из важнейших символов праздника мальчиков. Почему на эту роль не годится ни одно другое растение? (0-2 балла) Б. Что (или кто) ещё может быть символом этого праздника, на ваш взгляд? Поясните своё мнение. (0-2 балла) 3. Необходимо выбрать только ОДИН вопрос: А. Какие снадобья готовятся в этот день? Почему именно эти? От вас требуется конкретика и подробное пояснение своего мнения. Вопрос на рассуждение. (0-3 балла) Б. Представьте, что у вас появилась возможность провести 20 минут в Японии в день мальчиков. Вы можете выбрать любые 20 минут из 24 часов этого дня. Какое время вы выберете? Что вы планируете увидеть в это время? Почему вы сделали именно такое выбор? По возвращении в Аргемону опишите свои впечатления, верный ли выбор вы сделали, не хотите ли его поменять? Что вам особенно запомнилось? Вопрос на фантазию. (0-3 балла) В. Опишите костюм, в который вы облачили бы пугало для защиты посевов. Почему вы выбрали именно такой наряд? (0-3 балла) 4. Необходимо выбрать только ОДИН вопрос: А. В какие цвета можно красить карпов? Почему именно в эти? Подробно поясните своё мнение. (0-2 балла) Б. Младший сын в семье просит вырезать карпа на кои-нобори и для его любимого солдатика/медвежонка или щенка/ящера. Можно ли это сделать? Почему? (0-2 балла) Копирование информации из Интернета без переработки является списыванием и оценивается в 0 баллов без права пересдачи. |