Музыка Японии. Часть 2
Магия Японии

Грузный колокол.
А на самом его краю
Дремлет бабочка.
(Бусон)



Музыка Японии. Часть 2
Кото

Учащиеся подошли к закрытой двери кабинета Магии Японии и озадаченно огляделись: редко эта дверь оказывалась закрытой в то время, когда пришла пора начинать лекцию.
-Может, расписание изменили, и у нас не будет урока? – с надеждой предположил один из пилвилиннцев, давно мечтающий о внеплановой квиддичной тренировке.
-Или преподаватель про нас забыла. Или дверь заклинило. Или… - стала загибать пальцы ученица арциса, но её прервали:
-Слышите?

Ученики прислушались, и до них донеслись звуки незнакомого струнного инструмента. Эти звуки будто бы цеплялись за шершавые поверхности, как тоненькие острые крючочки. При этом они не кололи, а были даже мягкими.

Дверь кабинета открылась медленно, будто под музыку, скрипя и, кажется, сопротивляясь.
-Проходите, - послышался голос Рэбэль.
Преподаватель стояла около незнакомого ученикам инструмента и легко касалась струн, извлекая из них те самые звуки, которые так заинтересовали учеников.

Едва все вошедшие заняли свои места, Рэбэль убрала руки от струн, и дверь захлопнулась, будто до того её держали за невидимую резинку.
-Только что вы стали свидетелями действия магии кото. Не будем терять времени, которого для наших лекций постоянно не хватает, и сразу начнём разбираться, что же это за музыкальный инструмент такой.

Котострунный музыкальный инструмент, как вы уже успели заметить, думаю. Японская цитра. Он относится к традиционным музыкальным инструментам, которые мы упоминали на прошлой лекции.

Играют на кото щипками. Впрочем, в таком случае звуки, извлекаемые музыкантом, получаются чрезмерно «чистыми» и «прямолинейными». Поэтому японцы используют ряд приёмов, которые позволяют добавить в музыку неоднозначности. Одним из таких приёмов является своеобразный «скребок» по струнам.
Но со своими мозолями от гитар, квиддичных бит и ученических перьев вы к кото не подступитесь. Чтобы извлечь из этих своенравных струн звук, необходимо надеть на большой, указательный и средний пальцы правой руки специальные накладные «ногти» (котодзумэ) из слоновой кости. Щипаться научились, когти отрастили? Молодцы, но к инструменту я вас всё равно пока что не подпущу. И даже не потому, что я такая жадная (хотя я, конечно, жадная, но об этом в другой раз).



Посмотрите на кото, рассмотрите его конструкцию. Маленьким этот инструмент назвать никак нельзя: есть экземпляры, которые можно держать в руках, но бОльшая часть кото стоит на полу из-за своих размеров. Передняя дека к тому же и очень толстая; а изготавливается она из павлонии, очень мягкого, лёгкого дерева, не пропускающего влагу. На задней деке расположены два резонаторных отверстия.



Струны этого инструмента (которых в кото 13 или 7) одинаковой толщины. Зачем столько одинаковых струн, звучащих одинаково? Посмотрите внимательнее: видите, под каждой струной по «подставочке»? Вот именно с их помощью и настраивается высота звучания струн.
Причём для кото нет таких строгих рамок высоты звучания струн, как, например, в акустической гитаре. Этот инструмент настраивается заново для каждой пьесы. Вы только представьте: только что струны звучали так, а уже во время проигрывания следующего произведения – совсем иначе.

Рэбэль подошла к кото и наглядно продемонстрировала, как это действует. Попутно случайно разбив слишком резким звуком вазу (не ваза и была), но уже следующем движением струны восстановив её (в хозяйстве всё пригодится).

История кото насчитывает не одну тысячу лет. Глиняные фигурки, датируемые 3 веком до нашей эры, изображают в том числе и музыкантов, играющих на кото.

А в Японию завезён этот инструмент был из Китая около 7 века уже нашей эры и сразу стал использоваться для оркестров гагаку в придворных концертах. Особенно популярен «дуэт» кото и японской флейты сякухачи. До нас дошли теоретические сведения о том, что примерно в то же время этот инструмент стал использоваться «соло», но, к сожалению, других источников такой информации нет: никаких аудиозаписей в те времена, разумеется, не делали. Поэтому маггловские учёные до сих пор сомневаются в данном факте, маги же просто наслаждаются необычными звуками.



Очень скоро игра на кото стала одним из основных умений аристократии: как игра на фортепиано для русской барышни. Умение управляться с «коготками» стало вопросом престижа. Однако при этом музыка кото никогда не обесценивалась. Мода модой, но волшебство никто не отменял.

Музыка кото – это некий фон для всего остального оркестра. Кото прокладывает дорожку понимания, акцентирует внимание, концентрирует энергетические потоки, «отбивает ритм», под который подстраиваются остальные участники «представления».
Именно с этой особенностью связана магия инструмента, которую вы видели в начале лекции. Кото может управлять. Либо банально неодушевлёнными вещами, заставляя их перемещаться на небольшие расстояния; либо совсем даже не банально настроением, восприятием, чувствами. При умелом использовании этой магии можно помочь. При неумелом – угодить в Азкабан, поэтому настоятельно рекомендую не пытаться с помощью этих струн и котодзумэ вить из слушателей верёвки.

Другая интересная нам особенность этого инстурмента: вокальная композиция и музыкальная композиция кото, сопровождающая голос, звучат так, будто это две прямые, пересекающиеся лишь изредка. Таким образом, звуки кото можно использовать при проведении ритуалов. Инструмент «диктует ритм», образовывает некую платформу, но никогда не перекрывает то, что он сопровождает; касается, но не отражает, не дублирует.

Возвращаясь к истории кото, нельзя не упомянуть первого слепого музыканта, взявшегося сыграть на японской цитре. Яцухаси Кэнгё. Он пошёл против правил, запрещающих слепым играть на кото. Он слышал музыку. И стал виртуозом игры на этом инструменте, к мнению которого прислушивались, стилю игры которого подражали и подражают до сих пор. Он, чётко понимая самобытность магии Японии, в первую очередь стал настраивать кото иначе: согласно японской системе, а не китайской. Именно его «перу» принадлежит пьеса «Рокудан-но сирабэ», которую сейчас знает каждый музыкант, играющий на японской цитре. Если ты её не знаешь – ты не музыкант кото.

Музыка кото – это не только огромная магическая сила, это ещё и сундук истории, сундук культуры той страны, магию которой мы с вами изучаем.

Рэбэль подошла к инструменту, провела по струнам рукой, и на доске появилось
домашнее задание:

1. Какую бы технику безопасности при игре на кото вы предложили, учитывая возможные последствия использования магии этого инструмента? (0-3 балла)
2. Необходимо выбрать только ОДИН вопрос:
А. Ваш друг, страдающий клаустрофобией, оказался заперт в кладовке, дверь которой заклинило. Не дайте другу поддаться панике, отоприте кладовку и нормализуйте его психологическое состояние, используя магию кото. Опишите мелодию, которую Вы играли. Сделайте выводы и сдайте мне отчёт. Вопрос на фантазию с элементами рассуждения. (0-4 балла)
Б. Порассуждайте, почему именно японская флейта так часто выступает «дуэтом» с кото? Какой другой японский музыкальный инструмент теоретически может занять эту позицию? А из русских инструментов? Вопрос на рассуждение, необходимо полное раскрытие темы. (0-4 балла)
В. Представьте себя капитаном квиддичной команды на тренировке. Вы, почувствовав себя силачом, дотащили таки далеко не миниатюрный экземпляр кото на поле, водрузили его посередине и... заметили, что игроки явно заподозрили в вас сумасшедшего. Докажите им обратное и используйте кото на квиддичной тренировке. Расскажите о произошедшем мне в письменной форме. (0-4 балла)
3.Необходимо выбрать ОДИН вопрос:
А. Склероз Вас подвёл, и котодзумэ благополучно отдыхают в ящике стола, в то время, как все посетители Таверны "Спящий Дракон" устремили полные ожидания взора на Вас: Вы обещали сыграть на кото и продемонстрировать его магию. Чем можно заменить "коготочки"? Приведите не менее трёх примеров с обоснованием. Красочные описания, что из этого вышло, приветствуются ;) (0-3 балла)
Б.
Подумайте, как можно защититься от магии кото, используемой против Вас? Аргументируйте своё мнение. Насколько опасна эта магия? (0-3 балла)



Копирование информации из Интернета без переработки является списыванием и оценивается в 0 баллов без права пересдачи.